Перед тем как сесть за штурвал настоящего самолета, пилот несколько десятков часов тренируется на симуляторе. Модель воздушного судна выглядит очень натуралистично: в ней есть все рычаги, панель управления, а главное — имитация полета вплоть до звуков и ощущений.
Некоторые бизнес-идеи тоже нуждаются в тренировочных полетах. Если вам хочется сделать свой IT-продукт более устойчивым к погодным условиям, тогда вам нужно сделать MVP (Minimum viable product) и протестировать свою идею в реальных условиях.
Мы уже год работали с компанией Greenway, когда они пришли с запросом на разработку корпоративной платформы обучения.
Вся база знаний хранилась в умах лидеров структур; информация передавалась через личное общение, мессенджеры и большие корпоративные презентации. Количество партнеров в компании увеличилось, процесс обучения усложнился: времени на индивидуальные сессии становилось меньше, а информации внутри сети — больше. Обучающая платформа должна была упростить доступ к базе знаний и унифицировать получаемую партнерами структуры информацию.
Дизайн-концепция была у нас на руках — оставалось понять архитектуру будущего портала, уточнить пару деталей, и можно начинать разработку.
Но выяснилось, что архитектура еще не продумана.
А без нее никак? Что сложного может быть в сайте, у которого есть типовые страницы с видео, картинками и текстом. Главное, чтобы контент был, а все остальное — это вопрос наполнения.
Но для обучающих платформ структура и вложенность — это сердце и мозг, без которых организм жить не может. Например, на платформе есть платные курсы, доступные только после оплаты, и бесплатные, которые находятся в свободном доступе. При этом базовые уроки у них одинаковые. Либо существуют уроки, привязанные только к одной категории курсов и больше нигде не встречающиеся.
Структура и вложенность регулируют правила и задают условия, при которых разным пользователям становится доступна одинаковая информация и наоборот. А дальше: куда направить «ученика» по завершению урока, решении теста? А если не до конца посмотрел, то что?
Для того, чтобы ответить на каждый из этих вопросов, нужно было точно знать методологию обучения. На старте работ ее не было, поэтому мы предложили не приступать к разработке всей платформы сразу, а разобраться на небольшой ее части, разработав MVP, и взять для этого самый первый базовый курс.
Новички, которые недавно пришли в структуру Greenway, только начинают знакомиться с компанией. На старте обучения у них больше вопросов, чем у старших коллег. Поэтому базовый курс, в котором отвечают на вопросы «Что такое сетевой?», «Как строится работа?», «Что такое активация?», идеально подошел для тестирования необходимого функционал на стартовом уровне.
На рынке существуют готовые решения для создания своей обучающей платформы. Слабая сторона коробочных решений — направленность в целом под корпоративное обучение, но не под обучение MLM- структуры. Специфику компании сложнее вписать в предложенные рамки: требуется соблюдение большего количества условий, вложенности, фильтрации и т.д.
Перед началом разработки методолог компании Greenway рассказала нам, что считать пройденным уроком, при каких условиях переводить новичков на следующий урок — так мы согласовали алгоритм действий пользователя в рамках курса.
Архитектуру составляли на один курс с 4 вложенными уроками. На основе дизайн-концепции мы собрали несколько экранов обучающей платформы, сверстали и интегрировали. Чтобы сэкономить время на разработку, мы сделали отдельно Front, отдельно Back, на страницы уроков разместили контент, залили видео — для запуска этого было достаточно.
Через 3 недели первые пользователи перешли по предоставленной ссылке на платформу, авторизовались и приступили к обучению; а в нашем случае — еще и к тестированию. Так как портал закрытый и без пароля на него не попасть, интеграция была реализована через API.
В распоряжении пользователей главная страница, набор вебинаров, курсов, внутри каждого — уроки. Для отслеживания прогресса «ученика» существует график, фиксирующий прохождение уроков. Новый курс открывается, когда базовый пройден до конца.
Если есть бизнес-идея, но нет понимания, сколько нужно ресурса для ее реализации, не стоит откладывать разработку:
Определяем, какая команда понадобится
Прогнозируем функционал и точку масштабирования (куда хотим прийти) с новым продуктом или услугой
Рисуем несколько страниц и собираем минимальный контент
Разрабатываем необходимые блоки и выпускаем в свет
MVP помогает обкатать и протестировать идею в реальной жизни за небольшой срок. Зная, что нужно потенциальным клиентам, можно разворачивать полномасштабную веб-разработку и выводить на рынок продукт, уже имеющий реальный пользовательский опыт.