Казалось бы, задача простая, если не сказать «банальная»: разработать приятный глазу и удобный пользователю интернет-магазин. Речь ведь не идет о десятках тысяч товаров или каких-то нестандартных решениях, а сама тематика настраивает на приятное творчество — уют, богатая палитра пряжи и такое интересное, теплое хобби.
Но создание и продвижение сайта за рубежом — это бурный океан, во время плавания по которому тут и там попадаются подводные рифы.
Итак, в начале сотрудничества перед нами был такой список задач:
разделы, цветовые решения, категории пользователей и вот это вот всё :)
баннеров, тизеров, иконок
Дизайн и верстка шаблона для e-mail рассылок
мы писали на английском для дальнейшего перевода на хорватский
для английской и хорватской версий сайта
подготовка инструкции по работе с сайтом (в том числе в формате видео), сопровождение запуска и месяц техподдержки.
Вполне стандартный список, за исключением разве что языковой составляющей. На выходе же мы получили очень интересный кейс по разработке и локализации сайта — причем всё вышло быстро и недорого.
Владельцы Vuna Kavana — русскоязычные, но бизнес работает в Хорватии, а менеджером магазина является англоязычный хорват. Необходимо было перевести на английский и хорватский как публичную часть, так и админку.
У Битрикса есть сервис локализации, и вроде бы всё можно было по максимуму автоматизировать, но был один нюанс. Мы интегрировали на сайт продукты от Аспро (об этом — немного ниже) и дорабатывали код для расширения функционала. В результате появились новые элементы, которые нуждались в ручном переводе.
Задача выполнялась несколькими итерациями с привлечением стороннего переводчика на хорватский. Подгружая в Битрикс языковые файлы, мы проверяли результат и находили новые упущенные фразы, переводили их, загружали перевод снова — и так несколько раз. Кстати, у Аспро нет коробочной локализации даже на английский, поэтому для него мы выполняли перевод и на английский, и на хорватский.
Цитата принадлежит нашему системному аналитику, который входил в команду агентов по этому проекту. 1С-Битрикс — функциональная CMS, но вот над визуальной составляющей пришлось провести довольно большую работу, чтобы сайт полностью соответствовал такому уютному бизнесу как Vuna Kavana.
Чтобы навести красоту и сделать сайт более аккуратным, мы интегрировали решения для Битрикс от Аспро. Например, благодаря Аспро можно менять цвет выбранного моточка пряжи прямо в корзине, если ошибся или передумал.
Даже Аспро не универсален и не закрывает всех потребностей — часть изменений под особенности каталога были внесены в код вручную.
Интернет-магазину нужна обратная связь с клиентом по статусу заказа — сервисные e-mail. Они отправляются при оформлении заказа, при его оплате, при его отправке, в случае любых изменений — словом, на каждом этапе пути товаров к покупателю.
У Битрикс есть модуль интернет-маркетинга, в котором можно собирать такие письма, но нет никаких гарантий, что в них не уедет верстка, а отображение будет одинаковым во всех почтовых клиентах. Поэтому мы сделали кастомные письма в лучших традициях: оформление в стиле сайта, заголовки, картинки, таблички с составом заказа.
Когда мы поняли, какую красоту сотворили, то оформили разработку в модуль для Битрикс — Шаблоникс Письма. И теперь благодаря вдохновению от Vuna Kavana красивые готовые сервисные письма по событиям на сайте доступны любомы бизнесу.
Самой нетривиальной и, пожалуй, самой непростой задачей в рамках проекта стала настройка платежей на сайте. Мы искали готовый модуль на Битриксе, который поддерживал бы европейскую платежную систему — однако нашли буквально пару вариантов, которые выглядели очень устаревшими. Было понятно, что разработчики модулей уже не занимаются ими и ни на какую техподдержку рассчитывать не стоит. Поэтому в результате мы рассматривали три варианта решения:
Хорошо знакомая и надежная платежная система, от которой нам пришлось отказаться из-за обязательной авторизации. Покупатель не может просто нажать «Оплатить», ему нужно авторизоваться, а лишний шаг на последнем этапе оформления заказа нам точно не нужен.
Вполне рабочий вариант, но не для этого проекта. Написание API вдвое увеличило бы стоимость работ. Кроме того, это повлияло бы на сроки, а в дальнейшем нужна была бы постоянная техподдержка. В формате «недорого и быстро» решение не подошло, хотя для крупных сайтов оно адекватно.
Первый блин вышел комом — платежный сервис Braintree от PayPal хорошо показал себя на тестировании, но на момент подключения рабочей системы представители сервиса просто перестали выходить на связь, отвечать на письма и звонки.
Мы нашли альтернативу: Vyvo Wallet, у которого — удача! — есть офис в Загребе, поэтому при необходимости клиент мог лично навестить их с любым вопросом.
Задача с подключением эквайринга оказалась самой непредсказуемой и сложной, из-за чего пришлось даже немного сдвинуть срок сдачи проекта. В результате всё работает, заказы идут, а Vuna Kavana осталась с нами на техподдержке и обновлении контента.
Для нас самих до сих пор звучит странно, но мы действительно это сделали — оптимизировали сайт для поисковых машин на хорватском языке. Вообще, базовое SEO мы проводили для английской и хорватской версий сайта, так как местные жители могут искать материалы для вязания в том числе и на английском языке. Объясняется это тем, что в соседних Европейских странах, как правило, больше ассортимент, и заказ долго ждать не придётся — от Хорватии до Италии, Австрии, Швейцарии рукой подать.
Таким образом, маленькая Vuna kavana из Загреба конкурирует с множеством европейских интернет-магазинов для вязальщиков и вязальщиц. Но в то же время локальный язык магазина остаётся приоритетным. Мы провели технические SEO работы на сайте, сделали метатеги на двух языках, подготовили несколько текстов, и вот что получилось в итоге:
Благодаря усилиям наших SEO-специалистов удалось простимулировать местный рынок, а также привлечь пользователей из Сербии, Боснии и Словении!
Специфическим обстоятельством для получения результатов поисковой оптимизации стало то, что в отличие от России в Хорватии, как и во многих других Европейских странах, есть длительный сезон затишья для любой деятельности, не связанной с отдыхом. В августе вся Хорватия на целый месяц уходит на каникулы: закрываются офисы и государственные учреждения, люди разъезжаются по отпускам — полный бизнес-штиль.
Вот на это время как раз, когда онлайн-магазин только был запущен, заказчик внезапно попросил нас поставить на него заглушку, мол, на время каникул мы не работаем: нельзя посмотреть ни товары, ни главную страницу — ничего. Мы мысленно похолодели: спрятать сайт на новом домене в самом начале его индексации — большой риск, с непредсказуемыми последствиями. Но желание клиента — закон.
Сняли редирект в сентябре, и магазин ожил! Люди стали приходить за тёплыми молоточками, а уже через три месяца индексации мы впечатлились такой картиной:
Выдача поиска Google огромна для любых магазинов на любом языке. И тот факт, что каждый 10-й пользователь, который ищет пряжу и видит в поисковой выдаче Vuna kavana, переходит на её сайт — результат не просто хороший, а отличный!
За три месяца сайт проиндексировался и заказчик получил результаты наших работ — такие же жаркие, как vuna-шерсть, и горячие, как kavana-кофе.
трафика — органика, бесплатный трафик из поиска
визиты по небрендовым запросам из поиска
средний CTR из поисковой выдачи в клик на сайт